Кавказ: разведка 30го маршрута "Лаго-наки - Фишт" | Астрономические мероприятия, наблюдения звездного неба в Крыму!

Кавказ: разведка 30го маршрута "Лаго-наки - Фишт"

1, 2, 3

Кавказ! Миллионы разных ассоциаций, картинок, мультиков проносятся в мозгу в ответ на это слово. Что же на самом деле там, в краю суровых гор и веселых джигитов? Сейчас узнаем :) Для начала отправимся на плато Лаго-Наки. Именно через него проходит знаменитый 30й советский плановый маршрут, самая простая тропа через первые с запада высокие горы Кавказа.

Мой МАРШРУТ: КПП Лаго-наки - Абадзешский пер. - Инструкторская щель - оз. Псенодах - пер. Майкопский - приют Водопадный - Лунная поляна - пер. Джигурсан - Черкесские балаганы - пер. Белореченский - приют Фишт - приют Фишт - г. Фишт - Фишт-Оштеновский пер. - оз. 8е марта - Оштен - оз. 8е марта - приют Нежный - пер. Абадзешский - КПП Лаго-наки.

17.08.13  Поехали!
Стартовал я из Научного на последнем автобусе в 19.35 . Выйдя в Новопавловке в 19.55, поднял руку и уже в 20.10 был высажен двумя парнями из красного жигуленка на автостанции Западная. Прикинувшись сверхдалеким путешественником, я подробно расспросил их о движении городского транспорта, поделился своими планами на Фишт и стал высматривать маршрутки. И вот номер 78 везет меня за 2,75грн к автостанции Восточная, которая в народе именуется Свобода. План предельно прост - за сегодня продвинуться как можно дальше на восток, в сторону Керчи.
Простояв час за городом в темноте, решаю уйти дальше и на подголосовывании ловлю симферопольского мужичка, ехавшего кататься на крыле на Климухе. Отлично! Это о-очень хорошо по пути! Преодолевая адское желание уснуть прямо на переднем сиденьи, я продержался до поворота на Коктебель. Попрощались и я отправился по кустам искать место для ночевки.
Отойдя метров двести в поле за пост ДПС, бросаю коврик и спальник в заросли каких-то колючек. Полпирожка, рюкзак под голову и в отключку. Вчера ведь наблюдал всю ночь на телескопе. Закрываю глаза... все, счастье есть... Неееет! А, комары! И мошки! Вот сволочи крылатые!

- Ничего, - подумал я, - не даром рюкзак тащу. Это ведь 27 кг комфорта! :)
Достал OFF, попшикался, лег. Две минуты напряженной тишины и снова жужжание. Накрылся спальником с головой, оставив снаружи только нос. Не жужжат... просто грызут! Пшикнул себе на нос - чуть не помер. Прихожу в себя, начинаю осторожно дышать. Все хорошо, тихо. Даже глаза закрыть успел. И тут понимаю, что мне жарко! Шутка ли, на улице +25 а у спальника комфорт -1! Вот черт! Вы пробовали спать в парилке? В общем не выдерживаю я этой пытки, раскрываюсь и тут же приходится отбивать очередную атаку злобных насекомых. Похоже у них серьезный численный перевес!
Тихонько матюкаясь, повторяю несколько раз все вышеописанные операции в надежде что ситуация изменится
и мне удастся выжить. И, желательно, поспать. Бесполезно. Наконец, мне надоела эта лента Мебиуса, я вытащил из чувальных глубин волшебный сверток, превратил его в комаронепробиваемый дом (в народе его зовут палаткой), залез туда, кинул под голову шорты с футболкой и вырубился.

18.08.13 День стопа
Утро разбудило меня будильником часов в 6. Посылаю его к чертям еще часа на два. Накопив сил, кое-как отрываю голову от перины и выглядываю наружу. Взору моему предстает мамево побоище: поле вокруг  палатки усеяно тысячами и тысячами крылатых тел с аккуратно упакованными в противогазы носатыми мордочками. Бррр! Еще раз открываю глаза - точно, снится) Вдалеке гаишник, машины, делающие характерные 90-60-90 и мой путь.
Чуть пройдя по трассе на восток, становлюсь на исходную позицию у остановки в 8.40. Минут через 20 меня подкидывает первый местный мужичок до объездной Феодосии. Местечко так себе, скажу я Вам, меньше чем за 40 минут ни разу не  доводилось отсюда уезжать. Никогда. Но в этот раз рекорд был побит - час сорок!!! Иномарка с кондишкой вытаскивает меня из полуобморочного состояния и голова постепенно возвращается из квадратной к нормальной форме. Отпускают меня на волю в Береговом. Лучше мало ехать, чем много идти! Особенно, по трассе летом в Крыму.
Еще полчаса на жаре и вконец замучившись, влезаю в проходящий автобус на Керчь. Автостоп должен быть путешествием, а не издевательством над организмом ) Теперь у меня есть шанс успеть на паром на 13.30.
Выпрыгиваю в Керчи и сразу крик:
- На паром, кому на паром, переправа!
- Почем?
- 600 россиских!
- Какие российские, я местный...
И мужик мгновенно исчез. Моей маршрутки нет, поэтому бегу на рынок, покупаю немного еды и вприпрыжку возвращаюсь на площадь, вот и она, родная "единичка"!
Маршрутка набитая, но до порта доехали быстро. Обилечиваюсь в кассе за 37 гривен, полчасика жду, перебирая карты и перечитывая форумы по Фишту. О, стали запускать!
Сканер пройден, паспорт тоже, прыгаю в паром (который почему-то оказался на 14-30) и через двадцать минут уже участвую в традиионном забеге на дистанцию в 200м к проходной российских погранцов. Пришел третьим. Но радоваться рано, оказывается еще не прошла очередь с прошлого парома. В конце концов, выхожу к автостанции и с удовлетворением вижу два автобуса на Краснодар! Ни один из которых меня не берет (((
Плюю, отползаю 300м к жд-переезду и через 15 минут уезжаю на мужичках, отдыхающих около Тамани. Довозят до развилки на Темрюк, где снова минут через 10-15, едва успев покормить пирожком худющего пса, еду до самого Темрюка. Высаживают непосредственно в городе, выходить из которого пешком и на маршрутках неудобно, поэтому  внаглую становлюсь на первом перекрестке и быстро ловлю машину до Славянска-на-Кубани. Здесь снова оказываюсь в черте города, но стопить вообще невозможно, и долго-долго иду пешком через мост на окраину под желтым светом закатного Солнца. Зато едва поднимаю руку, как сразу уезжаю до самого Краснодара! Да, разница в качестве автостопа с Крымом ощутимая.
К ночи я был высажен далеко за городом, в полях у развилки на Адыгейск. Все, спать! Ставлю палатку у лесополосы и проваливаюсь в сон. И, надо же такому случиться, перед рассветом в организме что-то не заладилось и я с сожалением отправился в ближайшие кусты возвращать природе все съеденное вечером. Дальше сна не было, да и завтрак отменился.

19.08.13  Хочу в горы!
Выполз на трассу я довольно рано, правда с серо-зеленым лицом. Пятая машина, невероятных размеров оранжевый бензовоз, лихо тормозит на обочине, погружает меня в свое чрево и везет... даже не в Майкоп, а практически под Каменномостский! Дедок, родом из Абхазии, оказался водителем с много-многолетним стажем и весьма развитым чувством юмора, понимающий толк не только в рулении, но и в автостопе. Всю дорогу мы травили друг-другу анекдоты и делились байками. Одна из его историй мне особенно запомнилась: "В Абхазии у меня дом недалеко от трассы. И вот однажды утром захотелось мне опохмелиться после вчерашнего. Во дворе у меня стол. Я поставил на него вино, стаканы, но никто не идет. Не буду же я один пить! Сижу, жду. И тут рядом останавливается фура, из нее выходит дальнобойщик и направляется ко мне со словами:

- Можно у вас воды набрать?

- Можно, конечно! - я отвечаю, - Вон там, за домом.

Пока он набирает воду я иду в прихожую, снимаю со тены ружье и жду. Водитель возвращается с полной канистрой, я направляю на него ружье и говорю:

- Стой!

- Не убивай меня, все отдам, только не убивай! - мужик меняется в лице и начинает причитать

- Ставь канистру!

- Только не убивай, только не убивай! У меня жена, дети!

- Ставь канистру и садись за стол! А теперь наливай и пей!!!

И вот когда он уже выпил я убираю ружье, подхожу к столу и наливаю себе. Три дня пили. Потом он позвонил на работу и сказал, что сломался, стоит на ремонте. Потом я ему еще канистру вина и ящик мандарин подарил. Хороший парень оказался".

Вот так удача! Перед Каменномостским еще одна быстрая пересадка, затаривание необходимыми продуктами питания в "Магните", покупка симки на рынке и снова ползу на трассу. Что-то шумно тут... и бортики какие-то стоят... перегибаюсь через парапет и наблюдаю под ногами фантастического вида пропасть с шикарной бурной рекой Белой, несущую ревущие воды сквозь теснину каньона...

Оштен

О, машина! Еще 7км живописнейшей трассы (сразу захотелось доехать до самого Гузерипля) и можно занимать позицию на развилке "Даховская-Заповедник". Правда здесь ремонт дороги, стоит отойти подальше. Заодно обзавелся куском адыгейскго сыра в местной забегаловке.
Пытаюсь стопить: поток машин одна в минуту, почти все забитые матрасниками. Снова выручают местные, подкинув меня километров на 10 до каких-то полу-увеселительных фермочек. Жду. Машин еще меньше. Можно спать на трассе, не опасаясь за здоровье ) Прошел час. И вот она, моя королева!!! Замечательная майкопская пара: довезли меня до заповедника, подождали пока я зарегистрируюсь у спасателей, помогли купить билеты в Заповедник и провезли еще метров 500 до второго шлагбаума. Прощаюсь с ребятами и сразу попадаю в иной мир, мир  грандиознейших, невероятно огромных пространств, объемов и размеров! Прекрасные плато окружают меня почти со всех сторон.
В этот день я успеваю пройти до Инструкторской щели, где благополучно ночую у родничка на травке со сверхъестественным видом на залитый лунным светом Оштен.

Оштен

20.08.13  Где это я?
Долгие утренние сборы под южным Солнышком и тяжеленный рюкзак затянули выход до полудня. Никак не приду в себя - ночная работа и напряженный стоп сделали свое дело. Медленно поднимаюсь к Оштеновскому перевалу, рядом с которым на некоторых картах обозначен приют "Нежный". По пути отмечаю тропки к Оштену через гору Блям и Натали. Помню свое первое впечатление от кавказских троп: "Сколько дерьма!". В этом отношении Кавказ пока сильно отстает от Крыма, где выпас скотины в горах запрещен еще со времен СССР.
В восхождении смысла не было, поскольку к моему приходу Оштен подмерз и закутался в ватную шапку. Даже если залезу то ничего не увижу. Иду дальше на запад, лавируя между карстовыми воронками. Вода исчезает. Тропка постепенно забирает наверх и к югу, надо полагать, к Псенодаху. А как же Цице? Повертев компас в голове, понимаю, что Цице остается справа на приличном расстоянии... Хммм, идти, не идти? Все-таки перепад
высоты к нему приличный, я сейчас потеряю, а потом снова набирать, не оставаться же мне там ночевать средь бела дня. Придется пропустить.

карст на плато Лаго-наки

Недалеко от Псенодаха в траве начинают мелькать какие-то красные ягодки. Брусника!!! С довольной физиономией набиваю щеки и карманы. До карпатских им далеко, но в Крыму даже таких нет. Вкуснотища!
Над озером делаю обед. Видно что август не его сезон. Озеро очень любопытное в геологическом отношении и как место для стоянки. Правда, у меня время еще есть и я, пожалуй, пройдусь до Майкопского перевала с перспективой обогнуть Фишт с юга. Душный подъем со стоячим воздухом и Солнцем в лоб дался нелегко, а затем я вышел к спуску.

Вернее так: вышел к СПУСКУ. Не знаю сколько метров тут перепад, но впечатление он на меня произвел колоссальное - как своим необыкновенным масштабом, так и крутизной уклона. Вах! У нас что-то есть похожее по склонам главной гряды, но все равно как-то не так. Любуюсь. Самый малый вперед! Вскоре выключили Солнце, затем включили Луну, Венеру, звезды и ветер... А я все шел и шел вниз, то съезжая по сыпухе, то падая в колючки, то садясь с размаху филейной частью рюкзака на скалы.
И, наконец, дошел! Выискиваю в темноте первую попавшуюся микрополянку, ставлю палатку и в лучших традициях перехожу в иное фазовое состояние, не успев коснуться подушки. Ну и денек.

Майкопский перевал

21.08.13 Акклиматизация
Отлеживаюсь. Балую себя компотом из рябины, брусники, яблок, шиповника и слив. Воду набираю на турбазе неподалеку, прямо из крана. Заодно разживаюсь банкой восхитительного абрикосового варения и двумя помидорами. Место следующей ночевки неочевидно, карта насчет рельефа никаких гарантий не дает, а вот масса рюкзака уменьшаться никак не желает - поэтому я решаю сходить в разведку налегке и, если маршрут мне не понравится - вернуться через Майкопский перевал к Псенодаху, а оттуда идти на приют Фишт через Фишт-Оштеновский перевал. Если же все будет хорошо - продолжу огибание Фишта с юга.

Стартую где-то в обед, через пару часов, одолев душистые сыпухи, успешно дохожу до Водопадного. Как же красиво!!! Действительно водопадная долина! Цветы и скалы... яркое сочетание жизни и вечности. Прохожу еще один перевал, подбираюсь вплотную к Лунной поляне и на закате возвращаюсь в лагерь.
Воды мало, рельеф трудный, но грандиознейшие виды компенсируют все. Решение принято, завтра мне сюда!